Новости

ТАЛАНТЫ ФАБРИКИ

18 января

Светлана Леонидовна Воронище, культорганизатор отдела идеологической работы и по делам молодежи, с детства очень хотела заниматься музыкой. Однако родилась и выросла в деревне Руда-Липичанская Мостовского района Гродненской области, от которой до ближайшей музыкальной школы путь неблизкий – 60 км, ездить на автобусе так далеко не представлялось возможным. Зато пела на всех школьных мероприятиях, выступала ведущей концертов. Имея отличный средний балл, без музыкального образования поступила на музыкальное отделение Гродненского педагогического колледжа. И только 1 сентября на торжественном собрании поняла, что после обучения станет не певицей, как всегда мечтала, а учителем. Педагогом быть никогда не хотела: говорит, достаточно того, что в детстве наигрались в школу с двумя младшими сестрами.
Итак, когда в начале учебного года всех учащихся собрали и обратились со словами: «Вы – будущие педагоги...», Света со слезами позвонила маме. Решили в тот же день перебросить документы на эстрадное отделение Гродненского колледжа искусств, однако, понятно, что набор уже состоялся, учащиеся зачислены, и Светлане пришлось остаться в педагогическом колледже. 
Но это еще были не все огорчения: с детства будущая певица просила родителей купить аккордеон, помогала по хозяйству, понимая, что лишних денег в многодетной семье нет. И вот, когда родители прислушались к дочери и купили все-таки аккордеон, Света поняла, что это вообще не ее! Вспоминает, что за инструментом проплакала все 4 года, потому что пришлось учиться с нуля, а педагоги училища сразу требовали исполнения музыкальных произведений. Ведь остальные учащиеся пришли, имея за плечами дипломы об окончании музыкальных школ. Детские произведения – короткие и простые – удавались легко, несложно было освоить и дирижирование. Даже на фортепиано как дополнительном инструменте было учится легче. Остальные предметы тоже не вызывали особых проблем, но исполнение на аккордеоне требовало просто титанических усилий! 
Однако Светлана закончила учебное заведение, государственный экзамен по классу аккордеона даже сдала на 7 баллов. Кстати, в колледже 4 года училась академическому вокалу – пению, приближенному к оперному, однако манила девушку всегда эстрада. Педагог говорила, что не отпустит заниматься в Гродненский Центр культуры эстрадному вокалу, отругала 16-летнюю Светлану, сказала, что та испортит себе манеру исполнения. 
Останавливаться на достигнутом будущая певица не захотела: для получения высшего образования был выбран факультет искусств и дизайна Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. И снова ждало девушку огорчение: при поступлении для зачисления на курс не хватило 1 балла. Все лето юная Светлана думала, что поедет по распределению музыкальным руководителем в детский сад деревни Большие Озерки Мостовского района. Вышла на работу 1 сентября и проработала до 7-го, даже нарисовала и вырезала методический нотный стан на память саду. Впечатления остались интересные: «На музыкальном занятии одной рукой держишь ребенка, которому 1 год и 8 месяцев, успокаиваешь его, а другой рукой играешь на аккордеоне». Рабочий день в детском саду продолжался до обеда, а потом Света приходила в съемную квартиру и начинала плакать: деревня небольшая, молодежи мало, как дальше быть?
Через неделю поступил звонок от декана факультета искусств и дизайна, которая сообщила, что Светлана все-таки зачислена на курс. Как такое возможно: оказалось, возникла небольшая путаница. Одна студентка перепоступала и по ошибке была зачислена на 1 курс, а на самом деле должна учиться на 2-ом. С недоразумением в университете быстро разобрались. И вот юную Светлану ждут на бесплатном отделении факультета искусств и дизайна Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Да еще и стипендию будут начислять! Радости не было предела! Срочно позвонила родителям: «Приезжайте меня забирать отсюда!». Папа приехал,  забрал и счастливую дочь, и ее вещи. 
В университете ждало изучение спецмуздисциплин, академического вокала и... снова аккордеон.
– Но уже на новом витке легче было подружиться с инструментом? – с надеждой интересуюсь я.
– Нет. Там уже от меня требовали знания программы музыкального училища. Снова плакала, два года промежуточные зачеты и экзамены по игре на аккордеоне сдавала с трудом. А еще все учащиеся курса должны были играть в оркестре народных инструментов, появилась необходимость с нуля освоить игру на домбре. Снова начала усиленно заниматься. 
В одночасье решила, что больше оставаться не буду: «Я сюда петь пришла!». Благо, в университете был сокращенный 4-летний курс специальности «Народный хор», перевелась туда. 
Именно в университете Светлана познакомилась со своим будущим мужем балалаечником-виртуозом Александром Воронище. Так получилось, и рядом играли в оркестре, и сидели за одной партой, да и в общежитие после занятий шли вместе. «Я там за него и курсовые по фугам и токкатам писала, помогала с сольфеджио. Параллельно наконец-то начала заниматься эстрадным вокалом, имея за плечами 6 лет академического вокала и 4 года – народного. А ведь столько лет мечтала об этом! Создали совместный дуэт с Александром, начали исполнять песни. 
После окончания университета Светлана пошла работать в вокальную группу Заслуженного коллектива Республики Беларусь «Ансамбль танца, музыки и песни "Белые Росы"». И началась активная гастрольная жизнь: ездили в Китай, Литву, Польшу, Россию. Очень впечатлил Китай, в котором пробыли целую неделю. Светлана увидела огромный зал в центре Пекина, но так и не смогла привыкнуть к довольно специфической кухне. Поначалу все артисты из Беларуси активно пробовали необычные блюда, а потом пожалели: очень острая пища со множеством специй подошла далеко не всем! Светлана всю неделю выбирала в основном рис, брокколи и томаты черри (с тех пор, кстати, и полюбила брокколи). В Поднебесной удивило обилие жителей на улицах, также впечатлила Великая Китайская стена. 
– Активная гастрольная жизнь не уменьшила Ваше желание быть певицей или, наоборот, возникло ощущение, что наконец-то нашла собственное призвание?
– Нет, мне очень нравилось выходить и петь. На тот момент проблема состояла только в том, что я пела в вокальной группе, а хотела – сольно. Уже в Лидском училище Александр заявил о себе, давал сольные концерты. Я перевелась в Гродненскую филармонию солисткой, где Саша уже работал, и мы начали давать гастроли в основном по Беларуси.  
– Светлана, есть артисты-супруги, которые не всегда заявляют о себе под одной фамилией. Например, в дуэте Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской каждый оставался под собственной фамилией. Такой деликатный вопрос: не было сомнений, брать ли фамилию мужа, ведь семейно-творческий союз не всегда бывает долговечным? 
– Мы поженились в 2013 году и сразу начали выступать как творческий семейный дуэт. И выступали, и выступаем сейчас под одной фамилией. Если говорить, как складывалась дальнейшая творческая жизнь, то хочу отметить, что в Гродненской филармонии проработала недолго. Решила попробовать себя в роли режиссера-постановщика на ОАО «Молочный Мир» и устроилась туда культорганизатором. Из работников предприятия собрала команду любителей – единый актерский состав, мы разучивали песни, делали концерты по мотивам известных фильмов: «Любовь и голуби», «Служебный роман» и других. На ОАО «Молочный Мир» другая ответственность: все-таки тысячный коллектив, нужно все организовать, при подготовке концерта приходила на работу даже с температурой, ведь замены мне не было, а подвести людей нельзя.
– Муж в это время работал с Вами?
– Муж в это время гастролировал со своим коллективом. Саша развивался сольно как артист, его приглашали на «Славянский базар», иногда мы выступали вместе, давали концерты. Я без сцены не могу: просто завяну. Иногда, конечно, бывает выгорание, нужно отдохнуть, потом немного подзарядишься и снова идешь работать, сочинять. Мне без выступлений нельзя! Даже когда случился декрет, творческая энергия не давала покоя – и я начала писать музыку. Первой мелодией стала музыка на песню «Третий тост». Смысл песни такой: первый тост – за здоровье, второй – за родителей, третий – за любовь. Сначала получилась мелодия, потом была написана аранжировка.
Это был не первый мой опыт: еще во время учебы в университете знакомая студентка Анна Ольховик предложила песню о Беларуси, для которой я тоже написала аранжировку, но серьезно к этому не отнеслась. А будучи в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет нашла ноты, фонограммы, начали с Анной уже настоящее сотрудничество. К сегодняшнему дню написано 14 песен. 
– Они тяжело даются?
– Не всегда. Могут появиться в один миг, а иногда рождаются в творческих муках. Чаще всего говорю Ане, о чем хотела бы спеть, она предлагает текст и музыку, которые я потом иногда переписываю под себя. Вообще для написания песни нужны тишина и покой. 
– Это, наверное, для всех творческих людей важно: я тоже пишу журналистские тексты только в таких условиях. Какую песню Вы считаете самой лучшей на сегодняшний день?
– «Балалаечник», мы с Аней вместе ее придумали! Она посвящена мужу Александру, как и другие музыкальные произведения: например, «Ты и я» – о нашем знакомстве и благодарности за сына, «Песня нас найдет» – о семье, в ней я прямо обращаюсь: «Где ты, Саша Воронище?». Музыка моя, текст гродненского поэта Михаила Калачика. 
Кроме важности семейных ценностей стараюсь отдать дань уважения и родной земле. На праздновании 70-летия Гродненской области звучала моя песня «Край Гарадзенскi» на белорусском языке. Много выступлений и концертов было тогда. До сих пор мне присылают молодежные проекты Гродненщины, в которых она используется. Рада, что моя музыка помогает побеждать в конкурсах! 
– Расскажите, как пришли на на «Коммунарку», потому что Ваша работа культорганизатора очень заметна здесь, многие люди довольно тепло отзываются о Вас и Вашей работе... 
– На предприятии «Молочный Мир» заканчивался контакт, а мы с мужем давно думали и решили переезжать в Минск, потому что у Саши здесь стало больше концертов, а добираться из Гродно и обратно довольно долго. Я съездила на собеседование к Сергею Анатольевичу, поговорила, немного осмотрелась. Думала неделю, а потом резко собралась: в один день забрала ребенка из садика, и 29 января 2022 года с минимумом вещей всей семьей мы были уже в Минске.
На «Коммунарке» нужно было собирать людей для участия в художественной самодеятельности. Сначала познакомилась с творческими Екатериной Буглак и Ольгой Бернюкевич, которые подтянули и всех остальных. Сейчас делаем концерты, организуем выступления. Судя по отзывам, людям нравится моя работа, чему я очень рада! Совместно с нашим работником Дмитрием Рыжевичем создали корпоративный гимн фабрики – «Процветай, "Коммунарка"!». Дмитрий написал текст, я – музыку. Премьера была приурочена к профессиональному празднику – Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и состоялась в ноябре 2022 года. Исполнили его я, Екатерина Буглак и Ольга Бернюкевич. В дальнейшем планирую гимн исполнять почти на всех наших мероприятиях, но уже варьируя с мужскими голосами. Пусть все слышат и знают гимн «Коммунарки»!
– Спасибо за беседу!